Цель: создание условий для самостоятельного анализа учащимися
своего поведения в школе и его коррекции через инсценирование ситуаций с
последующим обсуждением.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «История этикета»,
рисунки на тему «Школьный этикет», заготовки и лист ватмана для издания
экспресс-газеты, учебники, тетради, посуда (для участников сценки), изображение
раздаточного окна столовой.
«Подлинно культурным является тот
человек, для которого высокая культура общения – это потребность, единственно
возможная форма поведения.»
Кари Смолка
«Хорошие манеры – лучшая зашита
от дурных манер другого.»
Ф. Честерфилд
Ход классного часа:
«Нелёгок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей.
Работа эта – быть среди людей.»
Александр Межиров
Здравствуйте,
уважаемые ребята!
Я уже давно за вами наблюдаю. Я видела вас и на уроках, и на переменах, и в
столовой, и вне школы. Не скрою, были моменты, когда я гордилась тем, что вы
ученики моего класса, но нередки были случаи, когда мне совсем не хотелось,
чтобы кто-нибудь узнал, что вы – мои ученики. Вы спросите: «Почему?». Я думаю,
что на этот вопрос нам поможет ответить наш классный час, тема которого
«Школьный этикет». А эпиграфом к занятию я взяла слова поэта Александра
Межирова: «Нелёгок труд заводов и полей, но есть работа много тяжелей. Работа
эта – быть среди людей».
Откуда же произошло слово «Этикет»?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «История этикета».
А каков наш школьный этикет?
Итак, история первая.
СЦЕНКА «На уроке».
Что вам, ребята, понравилось, а что не понравилось в
поведении учащихся на уроке? Какие правила нужно соблюдать, чтобы урок остался
интересным, познавательным и его не прерывали всяческие неприятности?
История вторая.
СЦЕНКА «В столовой».
Ребята, что за «военный эпизод» нам был здесь
показан? Расскажите, как нужно вести себя в столовой?
История третья.
СЦЕНКА «Взрослые и дети».
Ребята нам продемонстрировали совсем небольшой
эпизод из общения учителей и учеников. Что в нем вам не понравилось? Кто
правильно себя вел?
История четвертая.
Перемена
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом, сделал всё, что мог!
Ну а тут – опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
- Ничего,
- вздыхает Вова, -
- На
уроке отдохнём!
(Б.
Заходер)
О чем это стихотворение? А среди вас есть такие
«Вовы», которые не умеют быть спокойными на перемене? Чем опасно такое
поведение для окружающих?
История пятая.
Приходим в школу каждый год
И сразу удивляемся –
Здесь столько нас сюрпризов ждет.
Мы смотрим, умиляемся.
Здесь компьютер появился,
Там фонарь вдруг засветился.
А в том классе есть проектор,
Над доской висит прожектор.
Всё вокруг блестит, сверкает,
Чистотой всё удивляет.
Ни бумажки, ни пылинки,
И в цветах нет ни соринки.
Вот проходит десять дней…
Школа стонет. Что же с ней?
Нет уже той чистоты,
Новизны и красоты.
Что случилось? Непонятно…
Но уже вся плазма в пятнах,
Стул исписан, стол хромает,
И прожектор уж мигает.
Пол и стены все – в полоску,
Плохо пишет мел на досках.
Все в бумажках, шелухе
И во всякой там трухе.
Кто же в этом виноват?
Кто же беспорядку рад?
Это постарались дети!
Кто из них за все ответит?
Но виновных не найти…
Как же школу нам спасти?
Так вот о чем ведем мы речь –
Все в школе надобно беречь!
Вам знакома эта ситуация? Дайте ваши «Рецепты»
сохранения школьного оборудования.
Ребята, вы, возможно, обратили внимание на то, что в
течение всего занятия ваши одноклассницы были чем-то заняты. Так вот, они все
это время внимательно вас слушали и на основе ваших предложений выпустили
экспресс-газету, в которой записали правила поведения в школе.
ЗНАКОМСТВО С СОДЕРЖАНИЕМ ГАЗЕТЫ.
Вы согласны с этими правилами?
Эту газету мы повесим в нашем кабинете, чтобы не
только у вас, но и у других учащихся гимназии была возможность освежить эти
правила в своей памяти.
Что вы можете сказать о нашем классном часе?
Большое спасибо вам за вашу активную работу.