Пятница, 24.01.2020, 18:39

Сайт МОУ-гимназия №1 г. Петровска - Забайкальского

Меню сайта
Календарь
«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 269
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы школьного психолога


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Психология не может стать прочной и точной,

 как физические науки, если не будет

базироваться на эксперименте и измерении.

Д.М. Кеттел (журнал "Mind", 1890)

Каждый отдельно взятый человек имеет свое представление о процессах и явлениях материального и духовного мира. Это представление, как части мозаики, складывается на основе жизненного опыта человека, влияния на него со стороны других людей и т. д. Аналогично у каждого из нас возникает свое представление о таком актуальном в наше время понятии, как одаренность, одаренный ребенок. Понимая это, мы осознаем субъективность наших представлений. Поэтому, чтобы подойти к проблеме не на обывательском, а на научном уровне, чтобы грамотно идентифицировать одаренность нам в ходе реализации проекта «Интегративный подход как основа успешной социализации детей с признаками одаренности» потребовался целый комплекс диагностических методик.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективное выявление одаренности посредством одноразовой процедуры тестирования невозможно. Проблема детской одаренности носит комплексный характер и нуждается в комплексном подходе к ее решению. Особое значение для развития детской одаренности имеет диагностика, которая позволяет выявлять одаренных детей с помощью разнообразного диагностического инструментария.

Мы приняли во внимание опыт авторов организационно-педагогического подхода, описавших «принцип турникета» - известных американских специалистов в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли, С. Рейс и Л. Смит. Суть его сводится к тому, что процесс идентификации одаренных детей должен быть не разовым, а долговременным, предполагающим длительное наблюдение за ребенком.

Подбирая диагностический инструментарий, мы также опирались на концепцию одаренности, предложенную Дж. Рензулли, который утверждал, что одаренность – это сочетание трех характеристик:

·         интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

·         творческости;

·         настойчивости (мотивации, ориентированной на задачу).

Очень важно не упускать из поля зрения еще один аспект диагностики одаренных детей. Оценка одаренного ребенка не должна являться самоцелью, т.е. быть диагностикой ради диагностики. Тестирование ребенка нужно привязывать к задачам специальной организации обучения и развития, а также организации необходимой психологической помощи ребенку.

Остановимся на диагностике интеллектуальных способностей одаренного ребенка. Интеллект как понятие было введено во второй половине XIX в. Гальтоном. Он считал, что наследственность – это главное в различиях. Интеллект – это генотипически обусловленная способность, которая не зависит от воспитания и прочих условий. Гальтон выявил на основе анализа биографий знаменитостей, что гениальность и одаренность в семьях – это не случайность (талантливые дети появляются у талантливых родителей).

Дарвин считал, что кроме умственноотсталых все прочие рождаются с примерно одинаковым уровнем интеллекта. Различия в активности и трудолюбии людей. А значит, интеллект – некий биологический механизм.

Сейчас нет четкого определения, что такое интеллект, но существует множество подходов к интеллекту. Итак, будем считать, что интеллект – это совокупность способностей.

Для определения уровня развития интеллекта нами были отобраны методики, привязанные к конкретным возрастным группам детей:

1.        Младший школьный возраст, 7-10 лет – прогрессивные матрицы Равенна, оценивающие уровень развития невербального интеллекта. Стимульный материал, который мы посчитали оптимальным, это цветной детский вариант.

2.        Средний школьный возраст, 10-12 лет – групповой интеллектуальный тест (ГИТ). Данная методика позволяет не только осуществлять отбор учащихся с высоким уровнем развития, но и может быть использована для оценки эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, что для нас является важным моментом.

3.        Средний и старший школьный возраст, 13-16 лет – школьный тест умственного развития (ШТУР). Методика предназначена не только для оценки общей осведомленности школьников, она позволяет судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Обратимся ко второй составляющей модели одаренности Рензулли – творческости или креативности. Нужно признать, что это далеко не новый предмет изучения, над которым трудились представители разных наук: культурологи, философы, психологи. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу, креативность врожденно свойственна всем, но она теряется у большинства под воздействием среды.

Для диагностики этой неотъемлемой составляющей одаренности мы избрали методики, которые, по нашему мнению, позволяют подойти к решению данной задачи наиболее дифференцированно и всесторонне. 

1.        Опросник Г. Дэвиса определяет степень потенциальной креативности у испытуемого. Иными словами, методика выявляет склонность к творческому поведению в повседневной жизни: потребность в активности, независимость, стремление к риску, альтруизм, чувство красоты и гармонии, любопытство, самодостаточность и т.д.

2.        Краткий тест творческого мышления НИИ общей и педагогической психологии АПН позволяет оценить гибкость, оригинальность и разработанность мышления ребенка.

Обе методики предназначены  для детей и подростков 7-17 лет. 

В разное время и в разных условиях В.С. Юркевич и Дж. Рензулли определили, что стремление к познанию -  самая яркая характеристика любого одаренного ребенка. Для исследования последней, третьей составляющей одаренности – познавательной потребности, познавательной мотивации мы вновь отобрали методики, привязанные к конкретному возрасту исследуемого ребенка:

1.        Младший школьный возраст, 6-11 лет – анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой. Эта методика наилучшим образом отражает отношение детей к школе, учебному процессу, позволяет определить уровень школьной мотивации испытуемого.

2.        Средний школьный возраст, 12-13 лет — анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой в модификации Е.Даниловой позволяет не только определить уровень познавательной мотивации, но выявить проблему, которая не позволяет ребенку проявить себя с наилучшей стороны.

3.        Средний и старший школьный возраст, 10-16 лет — методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. Предлагаемый метод диагностики основан на опроснике Ч.Д.Спилбергера и модифицирован для использования в России А.Д.Андреевой в 1987 году. Методика направлена на изучение уровней познавательной активности, тревожности, гнева, мотивации достижений как актуальных состояний и как свойств личности.

Главным принципом в психодиагностике является девиз: «Не навреди!» Известно, что в психодиагностике одаренности возможны ошибки двух видов. Во-первых, в список одаренных включается ребенок, не обладающий никакими особыми способностями. Во-вторых, одаренный ребенок остается невыявленным. Мы считаем, что чем больше источников информации используется для формулировки окончательного результата, тем меньше вероятность ошибки. Поэтому мнение родителей и учителей при составлении банка данных одаренных детей играло для нас не менее важную роль, чем результаты психологического тестирования.

Составив банк данных одаренных детей нашего учебного заведения, мы на втором этапе эксперимента проводили вторичную диагностику наших звездочек, используя те же методики, с целью отслеживания динамики их развития. И вот какие интересные данные мы получили:

1.        Динамика уровня умственного развития. С блеском подтвердили высокий и выше среднего уровень умственного развития 71% испытуемых.

2.        Динамика уровня развития составляющих творческого мышления (Краткий тест творческого мышления). Высокую гибкость мышления подтвердили 79% детей; высокая беглость мышления прогрессировала в 5 раз (!); высокую оригинальность мышления подтвердили 67% учащихся; высокая разработанность мышления тоже уменьшилась и составила 70% от первоначального показателя.

3.        Динамика уровня познавательной мотивации. Вторичная диагностика уровня познавательной мотивации проводилась с целью своевременного выявления снижения уровня мотивации и коррекции возникших отклонений. В результате, повышение уровня мотивации наблюдается в данный момент у 37% детей, снижение уровня мотивации – у 33% и в 30% случаев показатели остались на прежнем уровне.

В чем же причина выявленной нами нестабильности результатов? Может быть, причина в кризисах детской одаренности, описанных А.Кулемзиной в одноименной статье? Или, в несовершенных еще приемах работы с исключительными и неоднозначными одаренными детками? Ведь однозначного ответа на вопрос, каким же образом воспитывать и обучать одаренного ребенка, нет до сих пор. Горячие споры продолжаются как среди психологов, так и среди учителей и родителей.

Итак, в результате проводимой диагностической работы, мы пришли к не очень утешительному выводу: работа с одаренным ребенком очень сложна, и реализовывать ее на современном этапе возможно только методом проб и ошибок, от которых мы, к сожалению, не застрахованы.

Чтобы не растерять присутствия духа, не потерять интереса к актуальной и, на самом деле, нестандартной и интригующей проблеме, возьмем в качестве девиза слова А.С.Пушкина:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Своим личным опытом мы готовы поделиться со всеми, кто занимается или только планирует заняться проблемой одаренности. Все перечисленные в статье методики, описание, стимульный материал, интерпретация полученных результатов, объединены нами в сборнике, который называется «Диагностика одаренности» и выпускается в нашей мини-типографии.

Литература:

1.        Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск, 1999.

2.   Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Хлдинг: 2002. – 128 с.: ил. –  (Практическая психология в школе).

3.        Пашнев Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуально-творческой одаренности детей. – М.: Илекса, 2009. – 128 с.

4.        Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Изд-во Просвещение, Учебная литература. -1996. – 315 с.