Понедельник, 06.05.2024, 12:54

Сайт МОУ-гимназия №1 г. Петровска - Забайкальского

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 311
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша школьная жизнь

Главная » Статьи » Воспитательная работа » Классные часы

Мои жизненные интересы и пути их реализации

Так звучала тема классного часа, прошедшего на этой неделе в 8 А классе. Действительно, чем же интересуются мои воспитанники и интересуются ли? Насколько интересны они сами себе и окружающим?

Занятию посвящался эпиграф, к которому вернулись всем классом в самом конце. Это были слова известного писателя Ш. Амонашвили: «Будьте интересны себе, тогда вы станете интересными для других людей».

После обсуждения тематики классного часа предлагаю ребятам небольшую анкету, целью которой является выяснение вопросов: что я хочу узнать о…; я хочу рассказать…; я хочу поделиться…; я хочу убедиться… Оказалось, что некоторых восьмиклассников данное задание ввело в ступор. Один за другим звучали ответы: хочу узнать о том, что там, на Луне, побольше бы узнать о погибших цивилизациях, о своих сверстниках за границей и т.д. А вот рассказать не все готовы, вроде бы как-то и не о чем. Те, кто отважился, несмело заявили о прочитанной книге, о своих друзьях, о незабываемой поездке. Пожалуй, и все. Весь запас вмиг истощился. Поделиться и вовсе нечем. Ведь о секретах не расскажешь, слишком личное. Думали-думали и ничего не придумали.

Чтобы растопить затянувшуюся паузу, предлагаю поиграть. На листах бумаги надо нарисовать «острова своих интересов», дать им названия, характеристику (насколько они доступны и покорны человеку, от чего это зависит).

И вот начинаем обсуждать «острова». Каких только форм и моделей здесь не было! И сердцем, и мотыльком, и звездочкой, и яблоком. Фантазии хватило многим. В стороне остались те, у кого такого острова до сих пор не родилось. Один за другим выписывают ребята на доске названия своих чудес. Есть впечатляющие. Пробуем объяснить имена: любовь, желание, мечта, сказка, целеустремленность, радуга, воображение, воля, нежность, добродушие, смелость, твердость, внимательность и др. И опять замечаю тех, у которых остров есть, но как-то без названия. Не определились они в самих себе, отстали от сверстников. Пробуем объяснить, почему именно так, а не иначе названы их острова. Увлекаются ребята, понравилась работа.

Пора переходить к серьезным вопросам, которые уже высветились на экране: 1) Интерес-мотор жизнедеятельности.2) Жизнь имеет смысл, если человек находится в гармонии с самим собой, с природой и с другими людьми.3) Цинизм- это неумение смотреть внутрь себя. Первых два высказывания не подлежат сомнению. Особую активность проявляют Атрем, Аня, Катя, Витя З., Виталя, Юля, Никита. А вот третье выражение смутило некоторых. Вся трудность оказалась в слове «цинизм», которое многим было непонятным, хотя именно этот негатив часто многими проявляется в полной мере. Пришлось обратиться к словарю, выяснить, что это такое, после чего беседа приняла другой оборот. Ребята признавались, что цинизм вреден, мешает быть такими, какие они есть на самом деле, что им прикрывают свое лицо. Замечаю, ребятам интересно говорить на серьезные темы, хочется разобраться в своих поступках, не все их в себе устраивает.

После беседы снова работаем в блоке саморазвития. Предлагаю лист тетради разделить на две колонки, в первой записывают свои жизненные интересы, а во второй- пути их реализации. Начинаем обсуждение, в результате которого выясняем, что интересы так и останутся пустым звуком, если не стремиться к глубокому погружению в то, что нравится, что хочется узнать, а главное – любой интерес осуществим, если очень-очень стараться для него и не лениться. Ничего, оказывается, невозможного нет, все в их собственных руках.

И вот предлагаю классу послушать краткую биографию физика Роберта Вуда, гения физического эксперимента (она записана на слайде).Удивительным человеком был этот Роберт Вуд. Поразило ребят, как всю свою жизнь этот человек занимался тем, к чему лежала его душа. Всю жизнь его мучила одна неодолимая страсть –неуемное любопытство, которое помогло сделать много открытий. Особенно поразило восьмиклассников огромный мир его интересом и увлечений. Недоумевали ребята, как один человек мог до старости сохранить детскую любознательность, мечтательность, жизнелюбие. Им, сегодняшним, зависшим на компьютерной мышке, такие биографии кажутся фантастикой. Пораженные открытиями физика, они недоумевают, как такое возможно. Оправдывают себя тем, что, конечно, он был сверходаренным, куда уж им до такой личности. И только единицы соглашаются с тем, что именно интересы человека влияют на достижение жизненных успехов. Для этого, как и для всего в жизни, надо много трудиться, не жалеть сил и времени для познания нового, интересного.

В конце классного часа предлагаю ребятам подумать над высказываниями: «Мы живем, чтобы оставить след» (Р. Гамзатов) и «Человек растет до самой смерти»(М. Шагинян). Задания серьезные, это только на первый взгляд они кажутся легко разрешимыми, а на самом деле придется вдуматься по-взрослому. Что думают мои ученики, сумеют ли правильно выразить свой взгляд на предложенные мысли?

И вот читаем. Кто-то нехотя делится мнением, кому-то оказалось не под силу непростая задача. И все же. Размышляем все вместе, спорим, соглашаемся и удивляемся тому, насколько все в жизни имеет глубокий смысл.

«Мы, действительно, живем,чтобы оставить на этой земле какой-то след, без этого нельзя. Зачем мы пришли в огромный мир? Человек учится, развивается. Если не ленится, талант его растет. Он многое умеет, знает, это передаст своим детям, внукам. Хорошие дела не забываются, они остаются в памяти» (Виталя).

«Я думаю, нужно прожить так, чтобы тебя помнили, уважали, почитали. Для этого надо много трудиться, бескорыстно помогать другим. Что может быть выше такой цели? А начинать надо с малого: построить дом, посадить дерево, вырастить честных, воспитанных детей. Ничего нельзя жалеть для этого.Сколько великих художников, поэтов, ученых давно ушло из жизни, но имя и дела их стали бессмертными».(Алена).

«Слова М. Шагинян заставили меня серьезно задуматься над тем, как важно работать над самим собой. Конечно, все мы разные, и интересы, мечты, желания тоже разные. В течение жизни мы растет, меняемся. Нельзя топтаться на месте, нужно всегда стремиться к лучшему, неважно, сколько тебе лет. Мне кажется, в жизни ничего нет ненужного, пустого. Важнее определить для себя, чего ты хочешь, к чему тебя тянет, где ты можешь раскрыть себя. Все получится, главное- не давать себе поблажки, иначе в преклонном возрасте будешь жалеть о том, что упустил время, валял дурака, не приучил себя развиваться, остался тем же, что и много лет назад»(Наташа).

«Каждый из нас появился на свет не зря, а для того, чтобы что-то сделать для этого мира. Пусть порой и незначительные поступки, хорошие или плохие, но они могут стать для кого-то значительными. Мне кажется, что человек рождается для того, чтобы трудиться и совершенствоваться, изменять себя и окружающее пространство. Если каждый из нас будет расти нравственно, то шаг за шагом изменится весь мир. Примеров этому очень много. Великие люди внесли огромный вклад в развитие и совершенство жизни. Их дела пережили века. Они жили не для себя, они украсили собой мир. А герои Великой Отечественной войны? Они своей жизнью сберегли наш покой, они дали нам право не только жить, но и развиваться, творить добрые дела. Их сможет совершить только тот, кто с детства жил увлеченной, интересной жизнь. Такие люди приносят большую пользу обществу. Еще мне кажется, что в детях тоже оставляет человек след. Добрые, хорошие родители стараются в детях вырастить только добрые качества. А это уже немало».(Аня).

«Если человек живет бездумно, бестолково, вряд ли его вспомнят добрым словом. Помнят того, кто старался помогать бедным, слабым, униженным. Доброе дело всегда возвращается к человеку. Уверена, родители любят нас такими, какие мы есть. Но надо, чтоб они гордились нами, уважали наши дела и поступки. Я думаю, что родительскую любовь надо беречь, а доверие надо и оправдывать. Грустно, когда слышишь, что люди погибают и о них никто не помнит. Почему такое случается? Бывают случаи, когда человек остается один на один с самим собой, причем на долгие годы. Никому нет до него никакого дела, он замыкается и теряет смысл жизни. И если он с детства рос слабым, безвольным, в одиночку ему не справиться с нахлынувшей тьмой. Нам, живущим рядом, важно не проходить мимо чужой беды и горя. Думаю, что своим добрым сердцем мы оставляем след на долгие годы».(Марина).

Конечно, Шагинян имела в виду не физический рост человека, а духовный. Со временем меняется, стареет тело, лицо, но душа, выросшая в добре, милосердии, уважении, не стареет, она делается чище и мудрее. Это очень важно. Не потерять себя, не упасть духом.»(Вика)

Надо всю жизнь учиться, развиваться. Иначе жить будет скучно, неинтересно. Для этого много чего придумали наши ученые, мир такой разный и увлекательный. И он открыт для нас. Главное – заниматься тем, что ты очень любишь, от чего твоя душа поет. Тогда можно сделать какое-то открытие. Тогда некогда будет ныть и скучать. (Юля).

Уверен, что человек должен оставить после себя след. И очень важно, каким будет этот след. От того, какую жизнь он проживет, зависит память о нем. Один оставит яркие, благодарные воспоминания, другой – проклятия. Не помню фамилии греческого воина, который сжег все монастыри, но хорошо помню, что навеки его имя произносится с ужасом. Плохие дела помнятся дольше, чем хорошие. Предкам стыдно за то, что их родной человек прожил дурную жизнь. Дети страдают от этого, они стыдятся имени своего отца, если в его биографии были черные страницы. А хорошие дела помнят и передают из поколения в поколение. В памяти такой человек будет жить вечно. Им будут гордиться и ставить в пример» (Витя З.)

Литвинцева Валентина Евгеньевна кл. рук 8а класса

Категория: Классные часы | Добавил: Виета (07.01.2013)
Просмотров: 1115 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]