Понедельник, 20.05.2024, 10:04

Сайт МОУ-гимназия №1 г. Петровска - Забайкальского

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 311
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша школьная жизнь

Главная » Статьи » Кафедры гимназии » Кафедра учителей гуманитарного цикла

«О стихотворной речи»
Урок  литературы  в 5 Б классе  по теме
 «О  стихотворной  речи» Онохова  Раиса  Петровна,  учитель  русского языка  и  литературы  

Цель:

1.Продолжить работу по развитию  общепредметных умений учеников: извлекать информацию и  перерабатывать текст.  Познакомить учащихся с различием стихотворной и прозаической речи. Добиться усвоения учащимися таких понятий, как ритм, рифма, стопа,  размер

          2. формировать и развивать универсальные способы деятельности учеников;

          3. Совершенствование самоанализа деятельности, отработка коммуникативных навыков общения.

           4. Стимулировать развитие творческих способностей учащихся, формировать интерес к          слову.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа: ритм, рифма, стопа,  хорей,  ямб.

Приложение: презентация,  фрагменты  стихотворений 

 

Ход  урока

 

1  этап.    Самоопределение к  деятельности

            1. Создание эмоционального настроя.  (Звучит  лёгкая  классическая музыка)

Доброе  утро, ребята  и уважаемые гости.   Мы все  вместе  и душа  на  месте. Располагайтесь удобнее, начинаем очередную  встречу. Чему  будет посвящён  наш  урок, вы догадаетесь,  послушав диалог господина  Журдена и  учителя  философии  из пьесы Ж. Б. Мольера «Мещанин    во  дворянстве».

       Г-н Журден. А  теперь  я  должен открыть вам секрет. Я влюблен в одну  великосветскую даму, и мне бы  хотелось,  чтобы  вы  помогли  мне  написать  ей записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам.

   Учитель философии. Отлично.

     Г-н Журден. Ведь, правда, это будет учтиво?

     Учитель философии. Конечно. Вы хотите написать ей стихи?

     Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.

     Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?

     Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.

     Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.

     Г-н Журден. Почему?

     Учитель философии. По той причине, сударь,  что  мы  можем  излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.

     Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?

     Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.

     Г-н  Журден.  А  когда  мы разговариваем, это что же такое      будет?

     Учитель философии. Проза.

     Г-н Журден. Что? Когда  я  говорю:  "Николь,  принеси  мне туфли и ночной колпак", это проза?

     Учитель философии. Да, сударь.

     Г-н  Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже  более сорока  лет  говорю  прозой.   

Спасибо,  актёрам,  занимайте  свои   места.

- Какое  открытие  сделал  для себя  господин  Журден?  (Речь прозаическая  и  стихотворная).

- Какая  же  речь, по -  вашему,  будет  предметом  нашего урока?

-  Сформулируйте, пожалуйста,  тему. (Да,  мы  будем  говорить  о  стихотворной речи)

 

2        этап. Актуализация  знаний  и  фиксация  затруднения  в  деятельности.

 

            Запишите в  тетради   сегодняшнее  число, общее название  темы:  «О стихотворной   речи».

- Как  вы относитесь  к  стихам?  Наверное,  и сами пробовали  их составлять.

Создание  затруднения в  индивидуальной деятельности  учащихся.

- Сможете  ли  вы отличить  стихи  от  прозы? Сравните   два  текста.  (Слайд 2)

 

Меня когда спросят:

« Откуда    родом ты?

Корни  твои  с  чем  связаны?»

Я тихо  отвечу: «Мои мысли и песни 

Связаны с Петровским  Заводом». 

Когда  меня  спросят: «Откуда  ты  родом?

С  чем   связаны  корни  твои?

Отвечу я  тихо:  « С Петровским  Заводом

 Связаны  песни и мысли  мои».

 

 

-  Какой текст  -  проза,  а  какой  -  стихи?

Первый  текст  прозаический,  хотя  и  записан  как стихотворение.  Это  пересказ отрывка  стихотворения Н.  М. Алимаскина.   Проблема в том, что слова в  текстах  одинаковые, а  их порядок изменён.

 

3  этап.     Постановка  учебной  задачи

 

- Что же  сделало  второй отрывок  стихотворением?   (Рифма, ритм).

- Сформулируйте цель, задачи урока. (Познакомиться с литературными понятиями: стих,  ритм, и….  стопа).

 

            4  этап.   Построение  выхода  из  затруднения  детьми  нового  знания

 

       Самостоятельная работа с последующей  проверкой.

Решить  задачу  поможет учебник.  Чтение  стр.  125 – слово о ритме.

-  Итак,  ритм вообще -  это  …       (чередование). Приведите примеры  школьных  чередований (урок -  перемена, учёба  - каникулы). А  ритм в  стихотворной  речи? – (Определённое чередование ударных и  безударных  слогов).      Повторите друг  другу.   (Слайд №  3)

Определите на слух  ритмы стихов:

 

Поёт  зима, аукает,

Мохнатый  лес баюкает

Стозвоном   сосняка.

 

Буря  мглою  небо кроет,

Вихри  снежные  крутя.

То,  как зверь,  она  завоет,

То заплачет, как дитя.

 

- (В первом – ритм торжественный, разговорный;  во втором – энергичный настойчивый).

Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _   Можно  ли нарисовать ритм?  ( Да,  в  схеме).

Попробуем нарисовать ритмический рисунок двух строчек из поэмы  А.С.Пушкина " Руслан и Людмила”  (делим на слоги, расставляем ударение, рисуем схему)    Слайд.4

 

Там  царь   Ка – щей над   цар – ством  чах -  нет,

Там   рус - ский  дух   там   Русь- ю   пах – нет.

 

Составим  схему этих   строк:

 

1           2        3         4          5        6           7       8       9 

__       __/     __    ___/        ___     ___/      __     __/   __

 

1           2        3         4          5        6           7       8       9 

__       __/     __    ___/        ___     ___/      __     __/   __

 

Обозначим слоги  цифрами

 

-  Чётные или  нечётные слоги ударные?   Можно  ли  выделить  одинаковые  группы? (Да,  это  чередование  безударного  и  ударного слога).   Отделим  их горизонтальной  чертой. Как называют  такую  группу  слогов,  узнайте в  учебнике на  с.  126.

- Сформулируйте  определение,  озвучьте  его  и перескажите  товарищу. ( Стопа – это единица длины стиха; группа слогов, на один из которых падает ударение; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов) Стопа из  двух  слогов называется?    (Двусложной  или  двудольной)

- Обратимся к строчкам  Некрасова в  учебнике на  с.126. Сколько  слогов  в каждой  группе,  строфе? ( Три:  первый -  ударный,  а  второй – безударный).

-  Как назовём  стопу,  состоящую из  трёх  слогов? (Трёхсложной)

-  Схематично изобразите виды  стоп. Слайд   5

 

5  этап.  Первичное  закрепление  во  внешней  речи

 

Работа в  группах  по  вариантам. По  схемам определить длину  стопы. (Схемы даны на  доске)

 


1)  В. а)  _   _́  _        _  _́  _     _ _́   _           б)   _́   _      _́   _     _́  _    _́   _   

 


2)   В  а)  _  _́      _  _́    _  _́     _  _́               б)  _́  _ _   _́  _ _   _́  _ _   _́ 

 

Физминутка                Слайд   №  6

 

Чтоб  услышать сердца ритм,

Мы  немного  воспарим.                (поднимаем  руки  вверх,  встаём на  носочки)

Поработаем  руками,

Да подвигаем  локтями.

Затем  потянемся   слегка,

Отдохнула чтоб  спина.

Повернёмся,   улыбнёмся,

Да  за  размер   возьмёмся!

 

-   Стихотворный  размер зависит  от строения  стопы,  количества повторений   стоп  в  стихе

 (в  стихотворной  строке). А  стопа,  как вы  уже  знаете,  может  быть двусложной и трёхсложной.  Мы  сегодня  познакомимся с двусложными  размерами.    Слайд  7

 

        1     2          3       4       5        6        7        8

  Сно ́ - ва      кня ́зь   у     мо ́ - ря       хо ́ – дит,

     1        2         3        4            5      6         7       8

С си ́  – ня       мо ́  - ря         гла ́з не     сво ́ - дит…    

 

_́  _    _́  _    _́  _    _́ _

 

В приведенных стихах   ударение  падает  на  первый  слог  двусложной  стопы.  Эта  стопа носит  название  хорей.   Ударные слоги 1, 3, 5,  7, 9

-  Сколько  раз повторяется  хорей в  стихотворной  строке?  (4  раза)

-  Значит, это  четырёхстопный  хорей.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды. Небольшое стихотворение, поможет  запомнить ритм стихотворного размера. Хорей _/_ (вОды)            Слайд  8

 

Первый,  третий,                                                     Чтоб услышать ритм хорея,

Пятый слог - ударный,                                            Повторяй в уме скорее:

Безударен каждый парный.                                    "Во'ды - во'ды - во'ды лей", -

                                                                                    Получается хорей.

 

- Понаблюдайте за следующей  строкой:              Слайд  9

 

В тем–ни ́ -це  та ́м  ца-ре́ в -на  ту ́ -жит,

 

А бу ́ -рый  во ́лк  ей ве ́р  - но  слу ́  -жит…

 


-  Построим  схему:     _  _́      _  _́        _   _́      _   _́        _    Это   ямб. Ударные слоги  2, 4, 6, 8 ,10

 

-  Стопа  повторяется  четыре  раза,  значит, это четырёхстопный   ямб.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА'.

- Подсказка для ямба.      Ямб _ _/ (вода')

 

В стопе такой одна примета:

Где чётный слог - там "ударять".

"ВодА - водА- водА,

ВодА - водА - водА - водА", -

Звучит так ямба ритм всегда.

 

Работа  с  учебником.

В стихах встречаются пропуски отдельных  ударений,  и  тогда  рядом  оказываются два  безударных  слога. Ритмический  рисунок стиха  в  этом  случае  меняется.  Прочитаем пример на  с. 127.

- На какой  стопе отсутствует   ударение?    (На  третьей)

-  Какое  название  носят эти  безударные  слоги?  (Пиррихий)              Слайд  11

 

6 этап.   Самостоятельная  работа  с самопроверкой.

 

            Класс. Определите стихотворный  размер  стихотворения  А. Майкова на с. 125.  -  второй текст.

 

7 этап.  Включение в  систему  знаний  и  повторение.

Работа  в  группах.   Определите  стихотворные  размеры в  двусложных  стихах.

 

 1  группа     

           

Мороз и солнце, день чудесный!                

 

Ещё ты дремлешь, друг прелестный:          (ямб)

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

 

2  группа.

 

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб

 

 

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном? (Ямб с пиррихием)

 

 

Поёт  зима, аукает,

Мохнатый  лес баюкает

Стозвоном   сосняка       (ямб  с  пиррихием)

8 этап.  Рефлексия  деятельности  (итог  урока)

Домашнее  задание.                                              Слайд  12

Минипроекты.

Ø  Подобрать примеры строчек   ямба  и хорея   из литературы;

Ø  Придумать  самим строчки с  ямбом  и  хореем;

Ø  Взять задание  из учебника.

 

Оценим  вашу  работу в  стихотворном  размере:                                      Слайд  13

 

1        2   3      4  5  6       7

Мы  хотим  оценку    пять

 

1     2  3  4     5  6    7

На  уроках  получать    (Хорей ) 

- Обратимся к  господину  Журдену. Какие  открытия сделал  он на  уроке?
- Удалось  ли  нам  выполнить  цель  урока?   Что  должны  наметить  на  следующий  урок?

Оцените  свою  работу,  ребята,  и  работу  товарищей.

Благодарим всех  за  работу. 

Категория: Кафедра учителей гуманитарного цикла | Добавил: Виета (22.11.2013)
Просмотров: 818 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]