Цель:
1.Продолжить работу по
развитию общепредметных умений учеников:
извлекать информацию и перерабатывать
текст. Познакомить
учащихся с различием стихотворной и прозаической речи. Добиться усвоения
учащимися таких понятий, как ритм, рифма, стопа, размер
2. формировать и развивать
универсальные способы деятельности учеников;
3. Совершенствование самоанализа
деятельности, отработка коммуникативных навыков общения.
4. Стимулировать развитие творческих
способностей учащихся, формировать интерес к слову.
Тип урока: изучение нового материала.
Словарная работа: ритм, рифма, стопа,
хорей, ямб.
Приложение: презентация, фрагменты
стихотворений
Ход урока
1 этап. Самоопределение к деятельности
1.
Создание эмоционального настроя. (Звучит
лёгкая классическая музыка)
Доброе утро, ребята
и уважаемые гости. Мы все вместе
и душа на месте. Располагайтесь удобнее, начинаем
очередную встречу. Чему будет посвящён наш
урок, вы догадаетесь, послушав
диалог господина Журдена и учителя
философии из пьесы Ж. Б. Мольера
«Мещанин во дворянстве».
Г-н Журден. А теперь
я должен открыть вам секрет. Я
влюблен в одну великосветскую даму, и
мне бы хотелось, чтобы
вы помогли мне
написать ей записочку, которую я
собираюсь уронить к ее ногам.
Учитель философии. Отлично.
Г-н Журден. Ведь, правда, это будет учтиво?
Учитель философии. Конечно. Вы хотите
написать ей стихи?
Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.
Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?
Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни
стихов.
Учитель философии. Так нельзя: или то, или
другое.
Г-н Журден. Почему?
Учитель философии. По той причине,
сударь, что мы
можем излагать свои мысли не
иначе, как прозой или стихами.
Г-н Журден. Не иначе, как прозой или
стихами?
Учитель философии. Не иначе, сударь. Все,
что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
Г-н
Журден. А когда
мы разговариваем, это что же такое
будет?
Учитель философии. Проза.
Г-н Журден. Что? Когда я
говорю: "Николь, принеси
мне туфли и ночной колпак", это проза?
Учитель философии. Да, сударь.
Г-н
Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока
лет говорю прозой.
Спасибо, актёрам,
занимайте свои места.
- Какое открытие
сделал для себя господин
Журден? (Речь прозаическая и
стихотворная).
- Какая же
речь, по - вашему, будет
предметом нашего урока?
-
Сформулируйте, пожалуйста, тему. (Да, мы
будем говорить о
стихотворной речи)
2
этап. Актуализация
знаний и фиксация
затруднения в деятельности.
Запишите
в тетради сегодняшнее
число, общее название темы: «О стихотворной речи».
- Как вы относитесь
к стихам? Наверное,
и сами пробовали их составлять.
Создание затруднения в
индивидуальной деятельности
учащихся.
- Сможете ли вы
отличить стихи от
прозы? Сравните два текста.
(Слайд 2)
Меня когда спросят:
«
Откуда родом ты?
Корни твои
с чем связаны?»
Я
тихо отвечу: «Мои мысли и песни
Связаны
с Петровским Заводом».
|
Когда меня
спросят: «Откуда ты родом?
С чем
связаны корни твои?
Отвечу я тихо:
« С Петровским Заводом
Связаны
песни и мысли мои».
|
-
Какой текст - проза,
а какой -
стихи?
Первый текст
прозаический, хотя и
записан как стихотворение. Это
пересказ отрывка стихотворения
Н. М. Алимаскина. Проблема в том, что слова в текстах
одинаковые, а их порядок изменён.
3 этап.
Постановка учебной задачи
- Что же сделало
второй отрывок
стихотворением? (Рифма, ритм).
- Сформулируйте цель, задачи
урока. (Познакомиться с литературными понятиями: стих, ритм, и….
стопа).
4 этап.
Построение выхода из
затруднения детьми нового
знания
Самостоятельная работа с
последующей проверкой.
Решить задачу
поможет учебник. Чтение стр.
125 – слово о ритме.
-
Итак, ритм вообще - это
… (чередование). Приведите примеры
школьных чередований (урок - перемена, учёба - каникулы). А ритм
в стихотворной речи? – (Определённое чередование ударных
и безударных слогов). Повторите
друг другу. (Слайд № 3)
Определите на слух ритмы стихов:
Поёт зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
|
Буря мглою
небо кроет,
Вихри снежные
крутя.
То, как зверь,
она завоет,
То заплачет, как дитя.
|
- (В первом – ритм торжественный,
разговорный; во втором – энергичный настойчивый).
Будем обозначать ударный слог
так: _/,
а безударный слог так: _ Можно ли нарисовать ритм? ( Да,
в схеме).
Попробуем нарисовать ритмический
рисунок двух строчек из поэмы А.С.Пушкина
" Руслан и Людмила” (делим на слоги, расставляем
ударение, рисуем схему) Слайд.4
Там царь Ка – щей
над цар – ством чах -
нет,
Там рус
- ский дух там Русь- ю
пах – нет.
Составим схему этих
строк:
1 2 3
4 5 6 7
8
9
__ __/
__ ___/ ___
___/ __
__/ __
1 2 3
4 5 6 7 8
9
__ __/
__ ___/ ___
___/ __
__/ __
Обозначим слоги цифрами
-
Чётные или нечётные слоги
ударные? Можно ли
выделить одинаковые группы? (Да,
это чередование безударного
и ударного слога). Отделим их горизонтальной чертой. Как называют такую
группу слогов, узнайте в
учебнике на с. 126.
- Сформулируйте определение,
озвучьте его и перескажите
товарищу. ( Стопа – это единица длины стиха; группа слогов, на один из
которых падает ударение; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов)
Стопа из двух слогов называется? (Двусложной
или двудольной)
- Обратимся к строчкам Некрасова в
учебнике на с.126. Сколько слогов
в каждой группе, строфе? ( Три: первый -
ударный, а второй – безударный).
-
Как назовём стопу, состоящую из
трёх слогов? (Трёхсложной)
-
Схематично изобразите виды стоп. Слайд
5
5 этап.
Первичное закрепление во
внешней речи
Работа в группах
по вариантам. По схемам определить длину стопы. (Схемы даны на доске)
1) В. а) _ _́ _ _ _́ _ _
_́ _
б) _́ _
_́ _ _́
_ _́ _
2) В а) _ _́
_ _́ _ _́ _ _́ б)
_́ _ _ _́ _
_ _́
_ _ _́
Физминутка Слайд № 6
Чтоб услышать
сердца ритм,
Мы
немного воспарим. (поднимаем
руки вверх, встаём на
носочки)
Поработаем
руками,
Да подвигаем
локтями.
Затем
потянемся слегка,
Отдохнула чтоб спина.
Повернёмся,
улыбнёмся,
Да
за размер возьмёмся!
- Стихотворный размер
зависит от строения стопы,
количества повторений стоп
в стихе
(в
стихотворной строке). А стопа,
как вы уже знаете,
может быть двусложной и
трёхсложной. Мы сегодня
познакомимся с двусложными размерами. Слайд
7
1 2
3 4 5 6 7 8
Сно ́ - ва кня ́зь у мо ́ - ря хо ́ – дит,
1
2 3 4 5 6 7 8
С си
́ – ня
мо ́ - ря гла ́з не сво ́ - дит…
_́ _
_́ _ _́
_ _́ _
В
приведенных стихах ударение падает
на первый слог
двусложной стопы. Эта
стопа носит название хорей.
Ударные слоги 1, 3, 5, 7, 9
- Сколько
раз повторяется хорей в стихотворной
строке? (4 раза)
- Значит, это
четырёхстопный хорей.
Чтобы легче запомнить ритм хорея,
предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением
на первом слоге, например, вОды. Небольшое стихотворение, поможет запомнить ритм стихотворного размера. Хорей
_/_ (вОды) Слайд
8
Первый, третий,
Чтоб услышать ритм хорея,
Пятый
слог - ударный, Повторяй в уме скорее:
Безударен
каждый парный. "Во'ды
- во'ды
- во'ды
лей", -
Получается хорей.
-
Понаблюдайте за следующей строкой: Слайд 9
В
тем–ни ́ -це та ́м ца-ре́ в -на ту ́ -жит,
А бу ́ -рый во ́лк ей ве ́р - но слу ́ -жит…
- Построим
схему: _ _́ _
_́ _
_́ _ _́ _ Это ямб.
Ударные слоги 2, 4, 6, 8 ,10
- Стопа
повторяется четыре раза,
значит, это четырёхстопный ямб.
Чтобы легче запомнить ритм хорея,
предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением
на втором слоге, например, водА'.
- Подсказка для ямба. Ямб _ _/ (вода')
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там
"ударять".
"ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА",
-
Звучит так ямба ритм всегда.
Работа
с учебником.
В
стихах встречаются пропуски отдельных
ударений, и тогда
рядом оказываются два безударных
слога. Ритмический рисунок
стиха в
этом случае меняется.
Прочитаем пример на с. 127.
- На
какой стопе отсутствует ударение?
(На третьей)
- Какое
название носят эти безударные
слоги? (Пиррихий) Слайд 11
6
этап. Самостоятельная работа
с самопроверкой.
Класс.
Определите стихотворный размер стихотворения
А. Майкова на с. 125. - второй текст.
7 этап. Включение в
систему знаний и
повторение.
Работа
в группах. Определите стихотворные
размеры в двусложных стихах.
1 группа
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный: (ямб)
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)
2 группа.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб с пиррихием)
Поёт зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
(ямб с пиррихием)
8 этап. Рефлексия
деятельности (итог урока)
Домашнее
задание. Слайд 12
Минипроекты.
Ø
Подобрать примеры строчек ямба
и хорея из литературы;
Ø
Придумать
самим строчки с ямбом и
хореем;
Ø
Взять задание
из учебника.
Оценим вашу
работу в стихотворном размере: Слайд
13
1 2 3
4 5 6 7
Мы
хотим оценку пять
1 2 3
4 5 6 7
На уроках
получать (Хорей )
- Обратимся к господину Журдену. Какие открытия сделал он на
уроке?
- Удалось ли нам
выполнить цель урока?
Что должны наметить
на следующий урок?
Оцените свою работу,
ребята, и работу
товарищей.
Благодарим всех за работу.