Суббота, 27.04.2024, 23:32

Сайт МОУ-гимназия №1 г. Петровска - Забайкальского

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 311
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша школьная жизнь

Главная » Статьи » Кафедры гимназии » Кафедра учителей естественно-научного цикла

Работа в группах как фактор эффективного обучения географии

Мильчук Т.Д.

учитель географии

МОУ - гимназия №1

г. Петровск-Забайкальский

Забайкальский край

Работа в группах как фактор эффективного  обучения географии

В современном мире способность работать в команде является одним из

наиболее востребованных личных качеств, наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, терпением и самоуважением.  Все эти качества необходимы тем, кто стремится строить отношения с другими на основе уважения, коммуникации и сотрудничества. Психологи приводят статистику эффективности произвольной памяти, которая оценивается следующими критериями: 10%, если читает глазами; 26% – слышит; 30% – видит; 70% – обсуждает; 80% – опирается на опыт; 90% – говорит и делает совместно, 95% – обучает других.

При изучении географии материков и океанов в 7 классе  используем следующую структуру  изучения материков:

1) фронтальная работа,  где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;

2) работа в группах – тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;

3)  работа в парах –  глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;

4) индивидуальная  работа – самостоятельное  творческое выполнение заданий группы по теме урока;

5)  работа в разновозрастных группах – тренаж, повторение, закрепление материала,

5)  презентация индивидуальной, парной и групповой работ.

  Северная Америка является пятым по счету изучения  материком после Африки, Австралии, Антарктиды и Южной Америки,  поэтому у учащихся имеется определённый  опыт характеристики  континентов по алгоритмам.  Изучение  учащимися именно этого материка проектируется нами в большей мере самостоятельно.

На первом уроке темы решаются  организационные вопросы, обеспечивающие  психологический настрой, а также предъявляется  информация об особенностях материка, чтобы обеспечить опору для дальнейшего изучения.

На последующих уроках учащиеся, работая в группах постоянного состава,  самостоятельно изучают ключевые  вопросы темы по  имеющемуся алгоритму характеристик (определяют географическое положение материка, описывают рельеф, его формы, климат, внутренние воды, природные зоны, население).

В ходе работы выполняются коллективные творческие проекты, так изучая внутренние воды, природные комплексы   Северной Америки,  составляются  комплексные характеристики реки или озера, природной зоны  (на выбор).  Учащиеся в группе распределяют обязанности по проектированию выполнения работы, поиску информации,  а также форме представления выполненной работы.

Завершается изучение материка Северная Америка характеристикой населения, политической карты. Характеристика Канады рассматривается в ходе работы групп постоянного состава класса.  А вот социально-экономическая характеристика  Соединённых Штатов Америки изучается   на двух  уроках  через работу разновозрастных групп учащихся 7 и 11 классов (на основе календарно - тематического планирования).

На первом уроке школьники,   работая с различными источниками информации,  коллективно рассматривают  особенности  природы, населения, хозяйства страны и выполняют творческое задание по проектированию   комплексной карты США.  На втором уроке  учащиеся разновозрастных групп составляют и представляют туристический проект по природным и культурным достопримечательностям страны (подготовка к уроку проводится в виде выполнения домашнего задания во внеурочное время под руководством учителя и учащихся 11 класса).  Особый интерес у ребят вызывает проведение   разновозрастной  интеллектуальной  игры во  внеурочное время  «Знатоки США».  В  ходе межвозрастного взаимодействия учащиеся устанавливают связи с большим количеством детей, имеют возможность поделиться находками с членами другой группы, что говорит о направленности на компетенции, такими как ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность, быструю адаптацию к новым вызовам.

Самостоятельная работа  учащихся в группах  в системе контролируется и корректируется учителем и учащимися: заслушиваются устные ответы, проверяются  письменные работы,  анализируются  результаты творческих проектов.    В учебном процессе  происходит  активный процесс общения и социализация учащихся через взаимодействие  ученик-ученик, ученик-группа, ученик-класс, группа-класс, ученик-учитель и т.д.,  что способствует  эффективности освоения учебного материала.  Контроль со стороны товарищей помогает предупреждению возникающих ошибок. В результате появляется чувство удовлетворённости процессом обучения, развиваются творческие способности учащихся, создаётся ситуация успеха для каждого ученика.

Изучая эффективность изучения географии коллективным способом обучения, мы отмечаем, что:

  • повышается активность учащихся на занятиях,  заключительная часть уроков которых протекает  наиболее интенсивно;
  • повышается  мотивация  деятельности учащихся в  группах: работать школьникам интересно,  легко и  понятно;
  • повышается  уровень обученности  учащихся по предмету, возрастает количество «4» и «5».

Можно с полным основанием считать, что проведение занятий с использованием групповой работы, особенно разновозрастной,  – один из мощных педагогических инструментов, которым может и должен пользоваться сегодня учитель.

Категория: Кафедра учителей естественно-научного цикла | Добавил: Виета (11.10.2014)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]