Мильчук Т.Д.
учитель географии
МОУ - гимназия №1
г. Петровск-Забайкальский
Забайкальский край
Работа в группах как фактор эффективного обучения географии
В современном мире способность работать в команде является одним из
наиболее востребованных личных качеств, наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, терпением и самоуважением. Все эти качества необходимы тем, кто стремится строить отношения с другими на основе уважения, коммуникации и сотрудничества. Психологи приводят статистику эффективности произвольной памяти, которая оценивается следующими критериями: 10%, если читает глазами; 26% – слышит; 30% – видит; 70% – обсуждает; 80% – опирается на опыт; 90% – говорит и делает совместно, 95% – обучает других.
При изучении географии материков и океанов в 7 классе используем следующую структуру изучения материков:
1) фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;
2) работа в группах – тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;
3) работа в парах – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;
4) индивидуальная работа – самостоятельное творческое выполнение заданий группы по теме урока;
5) работа в разновозрастных группах – тренаж, повторение, закрепление материала,
5) презентация индивидуальной, парной и групповой работ.
Северная Америка является пятым по счету изучения материком после Африки, Австралии, Антарктиды и Южной Америки, поэтому у учащихся имеется определённый опыт характеристики континентов по алгоритмам. Изучение учащимися именно этого материка проектируется нами в большей мере самостоятельно.
На первом уроке темы решаются организационные вопросы, обеспечивающие психологический настрой, а также предъявляется информация об особенностях материка, чтобы обеспечить опору для дальнейшего изучения.
На последующих уроках учащиеся, работая в группах постоянного состава, самостоятельно изучают ключевые вопросы темы по имеющемуся алгоритму характеристик (определяют географическое положение материка, описывают рельеф, его формы, климат, внутренние воды, природные зоны, население).
В ходе работы выполняются коллективные творческие проекты, так изучая внутренние воды, природные комплексы Северной Америки, составляются комплексные характеристики реки или озера, природной зоны (на выбор). Учащиеся в группе распределяют обязанности по проектированию выполнения работы, поиску информации, а также форме представления выполненной работы.
Завершается изучение материка Северная Америка характеристикой населения, политической карты. Характеристика Канады рассматривается в ходе работы групп постоянного состава класса. А вот социально-экономическая характеристика Соединённых Штатов Америки изучается на двух уроках через работу разновозрастных групп учащихся 7 и 11 классов (на основе календарно - тематического планирования).
На первом уроке школьники, работая с различными источниками информации, коллективно рассматривают особенности природы, населения, хозяйства страны и выполняют творческое задание по проектированию комплексной карты США. На втором уроке учащиеся разновозрастных групп составляют и представляют туристический проект по природным и культурным достопримечательностям страны (подготовка к уроку проводится в виде выполнения домашнего задания во внеурочное время под руководством учителя и учащихся 11 класса). Особый интерес у ребят вызывает проведение разновозрастной интеллектуальной игры во внеурочное время «Знатоки США». В ходе межвозрастного взаимодействия учащиеся устанавливают связи с большим количеством детей, имеют возможность поделиться находками с членами другой группы, что говорит о направленности на компетенции, такими как ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность, быструю адаптацию к новым вызовам.
Самостоятельная работа учащихся в группах в системе контролируется и корректируется учителем и учащимися: заслушиваются устные ответы, проверяются письменные работы, анализируются результаты творческих проектов. В учебном процессе происходит активный процесс общения и социализация учащихся через взаимодействие ученик-ученик, ученик-группа, ученик-класс, группа-класс, ученик-учитель и т.д., что способствует эффективности освоения учебного материала. Контроль со стороны товарищей помогает предупреждению возникающих ошибок. В результате появляется чувство удовлетворённости процессом обучения, развиваются творческие способности учащихся, создаётся ситуация успеха для каждого ученика.
Изучая эффективность изучения географии коллективным способом обучения, мы отмечаем, что:
- повышается активность учащихся на занятиях, заключительная часть уроков которых протекает наиболее интенсивно;
- повышается мотивация деятельности учащихся в группах: работать школьникам интересно, легко и понятно;
- повышается уровень обученности учащихся по предмету, возрастает количество «4» и «5».
Можно с полным основанием считать, что проведение занятий с использованием групповой работы, особенно разновозрастной, – один из мощных педагогических инструментов, которым может и должен пользоваться сегодня учитель. |