Понедельник, 29.04.2024, 01:15

Сайт МОУ-гимназия №1 г. Петровска - Забайкальского

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 311
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша школьная жизнь

Главная » Статьи » Кафедры гимназии » Кафедра учителей естественно-научного цикла

Подготовка учащихся к олимпиадам, как одна из форм работы с одаренными детьми в школе

Мильчук Е.И.

учитель химии

МОУ - гимназия №1

г. Петровск-Забайкальский

Забайкальский край

Подготовка учащихся к олимпиадам, как одна из форм работы с одаренными детьми в школе

В современном российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления,  обучения и  одарённых  детей.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.[1]

Исходя из опыта работы, считаем,  что одним из важнейших аспектов работы  учителя  химии – в выявлении и разностороннем развитие одаренности  ученика, который проявляет неординарные способности в изучении теории и практике  химии. Чтобы наиболее успешно развивать одаренность учащихся по химии, в своей работе  применяем  следующие технологии обучения:

1) личностно-ориентированного обучения;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технологию исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • исследовательскую деятельность;
  • проектную деятельность;
  •  работу  элективных курсов;
  • подготовку учащихся к олимпиадам.

Особое внимание уделяем  подготовке талантливых учащихся к олимпиадам. Для этого  проводим  индивидуальные занятия в течение учебного года.  Кроме того, большое значение в работе имеет проведение  школьного олимпиадного марафона,   который каждый год позволяет  выявлять способных учеников. Считаем, что никогда не нужно принуждать школьников  изучать предмет за пределами школьной программы, что ученик сам должен проявлять интерес, инициативу, желать чего-то нового, более сложного.          Работа с одаренными детьми очень сложна тем, что требует постоянного саморазвития, поиска новой информации, мобильности.

В своей деятельности выделяем  следующие этапы работы с одаренными детьми для подготовки к олимпиадам:

1. диагностика развития личных качеств учащихся, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или ее части, начиная с 7 класса обучения химии (пропедевтический курс). На этом этапе определяем  мотивы деятельности по данному учебному предмету, объем имеющихся знаний, умений, навыков, информации. Диагностика проводится в форме тестирования, занимательных викторин, требующих интереса, объемного и всестороннего знания предмета;

2. проектирование  индивидуальных образовательных программам (ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели - план - деятельность - рефлексия - сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка);

3.  организация исследовательской  и проектной деятельности;

4. рефлексия результатов деятельности, выявление достижений, коррекция  и проектирование работы на будущее.

Исходя из опыта работы с одаренными детьми по подготовке их к олимпиадам разного уровня, можем  сказать, что весь процесс очень длительный, требует достаточно серьезной методической и теоретической подготовки. Для этого, не жалея сил и времени, осуществляем подготовку:  повторяем  материал по ранее изученным темам, решаем олимпиадные задачи,  задачи олимпиад прошлых лет, изучаем научную литературу, находим информацию в сети Интернет о современных материалах, веществах, технических новинках, а также многие исторические сведение науки химии.    Для целенаправленной работы по подготовке учащихся к олимпиадам, знакомим их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных и олимпиадных задач.  Именно опыт участия в олимпиадах дает возможность организовать процесс подготовки к ним на должном уровне, получая желаемые результаты.

На протяжении нескольких лет наши учащиеся становятся победителями муниципального этапа, победителями  и призерами олимпиад по химии  регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников: 2009 год- 4 место Бакшеева Кристина, 2010г - 2 место (первый в рейтинге) Ольшанко Алексей (9 класс), 2014 – третье место (вторая в рейтинге) Квасова Екатерина (10 класс).

Эти результаты доказывают, что осуществляемая нами  деятельность эффективна, она действительно позволяет выявлять, развивать личностные и интеллектуальные качества одаренных детей.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.
  2. Муравлева О. И. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии. http://festival.1september.ru.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Москва, НИИ школьных технологий, 2006.
Категория: Кафедра учителей естественно-научного цикла | Добавил: Виета (11.10.2014)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]