Что такое исследование?
Это познание нового, еще неизвестного. Этот процесс характерен не только для
ученых, занимающихся наукой, открывающих новые законы и теории, а также для
детей. Причем детей не только школьного возраста, но и совсем маленьких. А
развитие еще маленького ребенка происходит в том числе через познание –
когнитивное развитие. Еще швейцарский психолог Жан Пиаже создал теорию
когнитивного развития детей, считая, что развитие представляет собой сложный
поэтапный процесс. «Дети – маленькие ученые-исследователи». Ребенок рождается
со стимулом познания мира, и познает его, непрерывно ставя эксперименты.
«Например, четырехмесячный малыш, бросает на пол еду со своего высокого стульчика и
наблюдает за этим. Он экспериментально исследует идею постоянства объекта, при
этом задавая себе вопрос «Если я сбрасываю еду и не могу ее видеть и трогать,
существует ли она по-прежнему?». «В пять
месяцев, уронив соску или бутылочку, ребенок удивляется, когда через несколько секунд видит ее на полу.
Ситуация повторяется снова и снова. Ребенок постепенно начинает понимать, что
предмет на полу – это тот же предмет, который только что был у него в руке… В
конце концов, когда исследование со сбрасыванием предметов завершается, ребенок
начинает понимать: «Если я только что видел что-то и оно исчезло, то оно должно
быть на полу. А если на полу его нет, вероятно, его больше не существует».
А на следующих этапах представления об
объектах окружающего мира становятся все более сложными. Поэтому, зная о том,
что развитие исследовательских умений происходит поэтапно в каждом возрасте,
необходимо постоянно создавать человеку условия, которые бы способствовали
поддержанию интереса к различным объектам.
Так, чтобы всегда существовала потребность к
познанию еще неизвестного, нового. Поэтому в школьном возрасте для детей
необходимо создавать те ситуации, которые бы способствовали их активной
познавательной деятельности. А это возможно, в том числе через осуществление
исследовательской деятельности учащихся, которая способствует развитию умений
ставить цели, сравнивать, обобщать, предвидеть возможные результаты, выдвигая
гипотезы, планировать свою деятельность, делать выводы и др. При этом, умение представить и презентовать
свою работу является необходимым условием. Эту возможность учащиеся получают,
участвуя в научно-практических конференциях в классе, школе, а затем на уровне
города, края и т.д. При такой деятельности, у детей всегда существует потребность
быть услышанным. Поэтому, учащиеся гимназии, выполняющие исследовательские
работы, создавая проекты, всегда активно участвуют в конференциях. Вот и в этот
раз, несмотря на каникулы, наши гимназисты презентовали свои работы на IV научно-практической конференции
«Шаг в науку», прошедшей 6 ноября.
Ученица 6-го класса гимназии Чащина Кристина
представила свою исследовательскую работу «Мыло бывает разное…», в которой сравнила
некоторые характеристики трех сортов мыла: твердого туалетного, жидкого и хозяйственного
и разработала рекомендаций по их использованию для своих одноклассников, исходя
из данных анкетирования и результатов проведенных исследований.
Эти рекомендации, безусловно, будут полезны
ребятам. А Кристине пригодится опыт
исследовательской деятельности, которую она выполняла на протяжении
длительного времени с большим интересом, очень внимательно и кропотливо. А
выступив на конференции, уже планирует, каким исследованием займется в
будущем. Кристине хочется пожелать удачи
в осуществлении всех ее многочисленных планов. Потому что,
независимо от результатов, каждый из учащихся получил бесценный опыт, поделился
своими открытиями и посмотрел на объекты окружающего мира с новой стороны. И
это не зря!
Мильчук Елена Ивановна
учитель химии |