И со всей округи дети
К этой радостной планете пусть идут,
Пусть всегда нам окна светят,
Пусть всегда нас помнят, любят здесь и ждут.
Здесь такой уют, здесь всегда нас ждут,
Всегда, школа моя…
31 октября 2014 г. Гимназия №1 города Петровска-Забайкальского в очередной раз гостеприимно распахнула свои двери для гостей опорной площадки по теме: «Особенности реализации государственно-общественного управления, обеспечивающие эффективное социальное партнерство»
Опытом работы на базе стажировочной площадки гимназия делится не в первый раз. Педагоги города и района частые гости нашего образовательного учреждения. Сегодня мы делимся опытом с коллегами из соседней Бурятии. Первыми гостей издалека приветствуют педагоги и дети. Песни и сценки из школьной жизни никого не оставляют равнодушными. Участники зарегистрированы, их больше шестидесяти, с приветственным словом выступают представители комитета образования, администрация гимназии. Гимназическое самоуправление рассказало о своей работе, и поделилось опытом организации различных мероприятий, организуемых парламентом. В своих докладах Леонова Г.В. и Мильчук Т.Д. отметили, что в связи с кардинальными изменениями в образовании перед школами регионов России, приступающими к реализации ФГОС, стоит ключевая задача: реализовать новые (обновленные) механизмы для воспитания компетентной личности, способной решать любые задачи, возникающие в жизненной и профессиональной (познавательной) сфере, находя способы и средства их решения в ситуации неопределенности. Решение данной задачи требует глубокого изучения, осмысления и использования в образовательной практике способов высвобождения деятельного начала в человеке, укрепления его потребности в познании и формирования способностей добывания и переработки информации путём самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, что и определяется рамками компетентностного подхода, закрепленного в нормативных документах об образовании последних лет. Участники площадки озадачены, заполнены первые анкеты. Дети и учителя готовы показать свои знания и умения, все с волнением ждут начала.
Уроки в начальной школе показывали Белозерова О.В., Тюкаева Л.А., Кирилова В.С., Крупенникова А.Н.. Математика, русский язык, окружающий мир и внеурочная деятельность были представлены для аудитории слушателей. Основная школа пригласила на уроки английского языка, который провела в 6 классе Толстихина В.В, химии в 9 классе с Мильчук Е.И, ИЗО в 6 классе с Вавиловой С.В., географии в 7 классе с Федоровой Л.В., истории в 6 классе с Толстобровой Ф.Д. Внеурочное мероприятие по математике проведено Путинцевой И.О. в 5 классе, разновозрастная игра с Мишариной О.И. и Мильчук Е.И., познавательная экскурсия с Оноховой Р.П. Вместе с учениками наши педагоги показывали основные изюминки своей практики. Каждый урок - своеобразное открытие и интрига: путешествие по океану, коррозия металлов, лирический урок про осенние пейзажи, тайна Чингисхана, человек и мир природы на уроке английского. Костюмированное путешествие по стране чисел порадовало детей необычным подходом, а разновозрастная игра объединила и заставила вместе потрудиться мальчишек и девчонок из разных классов. На экскурсии многие заново перевернули страницы истории нашего города. Все мероприятия соответствовали требованиям системно-деятельностного подхода. В ходе данных мероприятий у участников стажировочной площадки была возможность увидеть механизмы организации индивидуализации образования и формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности. Показанные уроки отличались высоким темпом, насыщенным содержанием, рациональным использованием различных средств и приемов, способствующих реализации деятельностного подхода. Участники стажировочной площадки отметили высокий уровень мастерства педагогов гимназии и выразили своё одобрение работой гимназистов. По мнению стажёров, учащиеся гимназии обладают активной жизненной позицией, умеют ее высказывать и отстаивать, критически подходят к анализу своей деятельности и деятельности одноклассников. Все гости отметили, что гимназисты имеют глубокие знания по предметам, умело применяют их как в знакомой, так и в новой ситуации, оперируют терминами, фактами.
В современной школьной практике наиболее предпочитаемыми идеями, используемыми при организации образовательного процесса, являются идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учеников друг с другом. В процессе сотрудничества появляется возможность для реализации таких идей, как: учение без принуждения, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, идея взаимообучения, идея продвижения в индивидуальном темпе, идея самоконтроля и взаимоконтроля. Большую роль в процессе обучения и в формировании личностных качеств человека имеет диалог. Диалог продуктивен при новизне контакта, при различии в возрасте учеников, при наличии практической направленности рассматриваемого вопроса. Для реализации идей педагогики сотрудничества мы используем возможности работы в разновозрастных группах. Эта форма способствует повышению познавательной активности школьников. В предыдущие годы в гимназии для разновозрастных групп учеников проводились внеклассные мероприятия по предметам: конкурсы, игры, инсценировки. Такая работа всегда проходит интересно, дает положительные результаты в привитии интереса к предмету, в личностном росте участников и в формировании предметных и межпредметных умений и навыков. Для проведения разновозрастного урока у ребят должен быть хороший запас знаний по рассматриваемому вопросу, высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Благодаря новизне ситуации, связанной с присутствием учеников другой возрастной группы, практической направленности урока, использованию современных информационных технологий ученики не испытывали перегрузки, активны, работают творчески, демонстрируют свои знания и обмениваются опытом. В организации разновозрастных уроков раскрывается новизна знаний в подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения УЧИТЬСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.
Мастер классы и дискуссионные площадки были проведены педагогами и родителями по теме школьного взаимодействия и внеурочной деятельности.
Во второй половине дня были представлены мастер-класс «Реализация надпредметных программ основной образовательной программы основного общего образования на уроке» (Малярчикова О.В.), семинар-практикум «Управляющий совет в системе государственно-общественного управления образовательным учреждением» (Мильчук Т.Д.), педагогическое наблюдение: «Роль родительских комитетов в развитии личности учащихся» (Гуляева С.А.). Все участники площадки высоко оценены проведенные уроки, мастер-класс, семинар-практикум, презентации. Дан анализ проведенных мероприятий, в котором стажеры отметили: целенаправленность и системность работы, высокий профессионализм.
В анкетировании, проведенном в конце дня стажеры отметили:
«Все мероприятия наглядно продемонстрировали общую атмосферу добра, уважения, сотрудничества. Четко выстроена система формирования ключевых компетенций».
«Мы увидели слаженность и организованность всего процесса».
«Прекрасная работа всего коллектива, доброжелательные отношения между учащимися и учителями и гостями».
Участники дали отличную оценку деятельности опорной площадки, отметили высокую организацию, практическую значимость проводимой учебы. |