Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
- создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- тренировка соответствующих мыслительных операций;
- создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся (фиксирование затруднения в деятельности самими учащимися).
3. Постановка учебной задачи.
- соотносение учащимися своих действий с используемым ими способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделение и фиксация во внешней речи причины затруднения;
- организация учителем коммуникативной деятельности учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы;
- постановка цели и формулировка (или уточнением) темы урока учащимися.
4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
- выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации;
- организация учителем коллективной ( или иной ) деятельности детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.);
- построение и обоснование нового способа действий;
- фиксирование нового способа действия в речи и знаково учащимися в соответствии с формулировками, принятыми в культуре;
- устанавливка решения или не решения учебной задачи. .
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- решение учащимися типовых заданий на новый способ действий в форме коммуникативного взаимодействия с проговариванием установкой алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой ) по эталону.
- индивидуальная (коллективная, групповая и др. ) форма работы учащихся на применение нового способа действий;
- организация ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.
7.Включение в систему знаний и повторение.
- включение нового знания в систему знаний.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
- организация самооценки учениками деятельности на уроке;
- фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
- определение (наметка) цели последующей деятельности.
Применительно к системе образования, включающей базовый процесс преобразования способностей и системы ценностей обучающего и управленческую деятельность учителя по организации базового процесса, выделены следующие условия успешного функционирования системы, сформулированные в виде дидактических принципов:
- формирование личности ученика и продвижение его в развитии в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания - обеспечение на каждом предыдущем этапе начало следующего этапа в результате деятельности;
- обеспечение непрерывности процесса инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики
–формирование у учащихся обобщённого, целостного представления о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте данной науки в системе наук.
4)- создание условий для обучения на максимальном (творческом) уровне и обеспечение его усвоения на уровне социально безопасного минимума (дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными возрастными, психологическими и филиологическими особенностями учащихся).
5) - снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества (учителя-ученика, ученика-ученика, ученика-группы).
6) - развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7) - ориентация на организацию творческого начала в учебной деятельности учащихся ( приобретение ими собственного опыта творческой деятельности).
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1 этап. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
|
- создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;
- снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества (учителя-ученика, ученика-ученика, ученика-группы).
|
- возникновение внутренней потребности включения в деятельность;
|
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
|
- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся
|
- тренировка соответствующих мыслительных операций;
-фиксация затруднений в деятельности;
|
3 этап. Постановка учебной задачи.
|
- организация коммуникативной деятельности учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы;
- развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
|
- соотносение своих действий с используемым ими способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделение и фиксация во внешней речи причины затруднения;
- постановка цели и формулировка (или уточнением) темы урока.
|
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми
|
- формирование личности ученика и продвижение его в развитии в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания - обеспечение на каждом предыдущем этапе начало следующего этапа в результате деятельности;
- организация учителем коллективной ( или иной ) деятельности детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.);
- построение и обоснование нового способа действий;
- снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества (учителя-ученика, ученика-ученика, ученика-группы)
- ориентация на организацию творческого начала в учебной деятельности учащихся ( приобретение ими собственного опыта творческой деятельности
|
- выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации;
- фиксирование нового способа действия в речи и знаково учащимися в соответствии с формулировками, принятыми в культуре;
- устанавливка решения или не решения учебной задачи. .
|
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи.
|
- создание условий для обучения на максимальном (творческом) уровне и обеспечение его усвоения на уровне социально безопасного минимума (дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными возрастными, психологическими и физиологическими особенностями учащихся).
|
- решение учащимися типовых заданий на новый способ действий в форме коммуникативного взаимодействия с проговариванием установкой алгоритма во внешней речи.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой ) по эталону.
|
- создание условий для обучения на максимальном (творческом) уровне и обеспечение его усвоения на уровне социально безопасного минимума (дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными возрастными, психологическими и филиологическими особенностями учащихся);
- организация ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность
|
- решение учащимися типовых заданий на новый способ действий в форме коммуникативного взаимодействия с проговариванием установкой алгоритма во внешней речи.
|
7 этап. Включение в систему знаний и повторение.
|
–формирование у учащихся обобщённого, целостного представления о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте данной науки в системе наук
|
- включение нового знания в систему знаний
|
8 этап. Рефлексия деятельности (итог урока).
|
- снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;
- организация ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность
|
- организация самооценки учениками деятельности на уроке;
- фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
- определение (наметка) цели последующей деятельности.
|
Класс __________________________________________________________
Тема___________________________________________________________
Ф.И.О. учителя___________________________________________________
Ф.И.О. стажёра_____________________________________________________
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1 этап. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
|
|
|
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
|
|
|
3 этап. Постановка учебной задачи.
|
|
|
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
|
|
|
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи.
|
|
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой ) по эталону.
|
|
|
7 этап. Включение в систему знаний и повторение.
|
|
|
8 этап. Рефлексия деятельности (итог урока).
|
|
|
Выводы: |