С этих слов началось занятие в 9 классе о том, что мы хорошо знаем с детства, что каждый день используем в быту, то, чем моем, чистим, стираем - о мыле. Казалось бы, почему именно о мыле? Какими такими особыми свойствами оно обладает?
А вот оказывается, что мыло - это настолько пластичный и податливый материал, из которого можно изготовить очень изящные и изумительно красивые вещи. Это древнее тайское искусство вырезания по мылу - «Карвинг» широко распространено и сегодня по всему миру. Ведь всегда приятно получить в подарок вещь не только полезную в быту, но и очень красивую, сравнимую по своей красоте с настоящими произведениями искусства!
А какое потрясающее зрелище - мыльные пузыри! Еще Марк Твен сказал: «Мыльный пузырь - это самое изысканное чудо природы». Легкие, воздушные шарики, летящие по воздуху и переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг, причем не только у детей, но и у взрослых. А почему они получаются только в сочетании мыла и воды? Что за необычайная особенность мыла?
Именно на эти и многие другие вопросы, например, почему мыло «щиплет глазки», как мыло «работает», как его получают, существует ли мыло в природе, попытались ответить учащиеся 9 класса на этом занятии. С большим интересом слушали ребята сообщения о природе мыла (Кузнецов А.), его получении (Номоконова П.),об удивительных моющих качествах (Янцевич З.), растениях, обладающих свойствами мыла (Корнилова А.) и мыльных пузырях (Рожков М.). А готовясь к этому занятию, Панькова Юля и Самсонова Маша, используя различные способы мыловарения, получили мыло необычных форм и цветов. Рожков Максим подобрал идеальный состав для мыльных пузырей, благодаря чему они получились очень яркие и большие.
Вызвало удивление и интерес то, что жидкое и твердое мыла по-разному окрашивают цвет пламени при горении. Оказалось, что жидкое мыло содержит ионы калия, окрашивающие пламя в фиолетовый цвет, а твердое мыло - ионы натрия, придающие пламени желтый цвет. В ходе лабораторных опытов выяснили, что мыло способно к пенообразованию, оно уменьшает поверхностное натяжение воды, имеет щелочную реакцию и многое другое.
Все эти новые знания, полученные в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся, стали основой для создания продукта всего занятия - баннера, на котором уместилась вся информация о мыле. Баннер получился ярким, содержательным, а главное, что он был создан самими ребятами в результате совместной работы!
Мильчук Елена Ивановна, учитель химии