Среда, 15.05.2024, 08:18

Сайт МОУ-гимназия №1 г. Петровска - Забайкальского

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 311
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша школьная жизнь

Главная » Статьи » Методическая работа » Проектная и исследовательская деятельность

Цветные тайны листьев


Учитель биологии МОУ-гимназия №1

Мишарина О.И.

Цветные  тайны листьев 

Цель занятия: Обнаружение пигментов листа и исследование их свойств.

Задачи: 

           1. Установить закономерность распределения пигментов по методу Крауса и методу бумажной хроматографии в зависимости от степени их растворимости в различных растворителях.

       2. Овладеть методикой разделения пигментов листа, совершенствовать исследовательские навыки  при составлении учебного проекта.

           3. Создать условия для творческого обучения, организации деятельности для развития вариативного мышления у учащихся.

Оборудование: Фарфоровая ступка, пестик, воронка, химический стакан, штатив, пробирки, фильтровальная бумага, песок, листья пеларгонии. Спирт, раствор щелочи, бензин, хроматографическая полоска, колонка с адсорбентами,  часовое стекло.

Мультимедиапроектор, презентация, инструктивные карточки.

<Samsung D70 / D75 / S730 / S750>

<Samsung D70 / D75 / S730 / S750>

<Samsung D70 / D75 / S730 / S750>

<Samsung D70 / D75 / S730 / S750>

<Samsung D70 / D75 / S730 / S750>

<Samsung D70 / D75 / S730 / S750>

<Samsung D70 / D75 / S730 / S750>

<Samsung D70 / D75 / S730 / S750>

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный этап

В чем главная особенность листа?

Зеленого цвета, потому что содержит хлорофилл.

Что вы знаете о хлорофилле?

 

 

 

 

Что хотели бы узнать?

Находится в листе

Зеленый пигмент

Участвует в фотосинтезе

Не растворяется в воде

Содержится в листе больше, чем желтый пигмент.

Это вещество?

Какой состав имеет?

Почему зеленого цвета?

Как увидеть желтый пигмент?

Можно ли выделить пигменты из листьев?

2. Актуализация знаний, выяснение затруднений

Ученые дают следующее определение:

Хлорофилл (от греч. chlorós — зелёный и phýllon — лист), зелёный пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и осуществляют фотосинтез. Локализован в особых клеточных структурах — хлоропластах

или хроматофорах.  Основу структуры молекулы  составляет магниевый комплекс, придающий зеленую окраску. Хлорофилл составляет основу листа.

3. Помимо хлорофилла в листе есть желтые пигменты, следовательно, хлорофилловая вытяжка- это смесь пигментов. Вы их видите?

 

Комментарии по определению.  Работа с гиперссылками презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель занятия: Как разделить смесь пигментов, как увидеть другие пигменты?

 

3. Построение проекта по приготовлению хлорофилловой вытяжки и разделению пигментов.

 

Приготовление хлорофилловой вытяжки.

Метод Крауса:

В пробирку наливают 2-3 мл спиртовой вытяжки пигментов листа, добавляют  4-5 капель раствора гидроксида натрия и содержимое взбалтывают. Затем в пробирку приливают равный объем бензина, жидкость взбалтывают и дают ей отстояться.  Наблюдают  разделение пигментов. Отмечают окраску верхнего, бензинового слоя  и нижнего – спиртового. Отметить картину разделения пигментов.

Все пигменты листа имеют определенные химические свойства, одним из которых является разная степень растворимости в различных растворителях и степень адсорбирования.

На этих свойствах основан метод бумажной хроматографии.

(видеофрагмент)

Хлорофилл может быть в двух формах: желто-зеленый хлорофилл «В» и сине-зеленый хлорофилл «А».

На основе описания свойств пигментов предположите, как  расположатся пигменты листа на хроматографической полоске.

 

Разделение пигментов, зарисовка картины разделения  пигментов в тетради.

Отметить хлорофилл, ксантофилл, каротин.

 

Проблема: С помощью метода Крауса невозможно увидеть сразу три пигмента, хлорофилл «маскирует» то ксантофилл, то каротин.

 

 

 

 

 

 

Как увидеть все пигменты одновременно?

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза: Если растворимость пигмента в бензине лучше, а адсорбируемость ниже, то выше всех будет находиться каротин, затем ксантофилл, далее хлорофилл «А» и ниже всех будет хлорофилл «В».

4. Выполнение практической работы «Разделение пигментов методом бумажной хроматографии».

Ход работы:

  1. Держа бумажную полоску вертикально, опустите ее кончик на несколько секунд в вытяжку пигментов. При кратковременном погружении вытяжка поднимается на бумаге на 1 – 1,5 см. Затем бумагу высушивают и снова погружают в раствор пигментов, ожидая, пока раствор достигнет верхней части уже адсорбированной полосы. Эту операцию повторяют 5 – 7 раз, пока у верхней границы распространения пигментов на бумаге не образуется яркая зеленая полоса. Здесь сконцентрирована смесь пигментов, которую предстоит разделить.
  2. Высушите хорошо полоску бумаги, поместите строго вертикально в химический стаканчик, на дно которого налит бензин, стаканчик закройте часовым стеклом. Бензин не должен касаться зоны пигментов.
  3. Через  5-15 минут растворитель поднимется на 10-12 см. При этом смесь разделится на отдельные компоненты в виде неровных полос.
  4. Работа проводится до четкого разделения пигментов.
  5. Наклейте хроматограмму и подпишите находящиеся на ней пигменты.

 

Подтвердилась ли выдвинутая вами гипотез?

 

5. Защита учащимися результатов проекта.

6. Рефлексия:

Достигли ли мы цели занятия, сумели ли вы найти ответы на поставленные вами вопросы?

1. Что тебе сегодня удалось узнать нового?

2. Что было наиболее интересным?

3. В чем были затруднения?

4. Удалось ли достичь цели?

5. Подтвердилось ли наше предположение о    последовательности разделения пигментов методом бумажной хроматографии?

6. Какие вопросы остались нерешенными?

Категория: Проектная и исследовательская деятельность | Добавил: Виета (07.01.2013)
Просмотров: 2031 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]