При разработке
федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального
общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а
также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере
предопределяет успешность всего последующего обучения. В последние годы эту
проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию
проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения,
смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения
школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Освоение программ ФГОС
нового поколения в гимназии ведется 4 год, накоплен определенный опыт
формирования универсальных учебных действий школьников, как в урочной, так и во
внеурочной деятельности. Поэтому неслучайно темой городского методического дня
была выбрана тема «Организация проектной деятельности учащихся начального
общего образования». 5 марта в стенах
гимназии собрались учителя начального звена обучения из всех городских школ,
чтобы обсудить эффективные формы обучения в условиях ФГОС.
Вниманию педагогов были
предложены уроки решения проектных задач, ведь именно проектные задачи являются
прообразом проектной деятельности в начальной школе. Применение проектной
задачи в учебном процессе, как показывает практика, вызывает огромный интерес у учащихся, так как
в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все
задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами идут к
поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Такой работой можно
заниматься уже с первого класса, поэтому
учителем 1 класса Белозеровой Ольгой Васильевной был проведен урок
технологии «Я – строитель». Ольга Васильевна в своей педагогической
деятельности большое внимание уделяет работе с родителями, которые являются
активными участниками образовательного процесса, главными помощниками в организации
и проведении внеклассных мероприятий, реализации проектов. Вот и сегодня
родители предстали в образе тьюторов, сопровождающих первоклассников в создании
макетов школы, квартиры, дома и развлекательного центра. Присутствующие
отмечали слаженность работы первоклассников в группах, умение прислушиваться к
мнению других, аккуратность выполнения работы и безграничное творчество и
фантазию при изготовлении отдельных деталей макета.
Урок окружающего мира
«Древнерусская культура» в 3 классе провела Вера Анатольевна Стебенькова. Урок
насыщен заданиями творческого характера, направленными на решение главной
проблемы, определенной самими детьми. Умелое сочетание групповых, коллективных
форм работы, яркие выступления фольклорной группы, инсценирование, обсуждение в
группах широкого спектра вопросов позволяет сделать выводы о большом объеме
проведенной учащимися работы по достижению единой цели проекта.
Урок математики
«Порядок действий в сложных выражениях», проведен в 4 «А» классе Лазаревой Натальей
Сергеевной. Учителем организована проектная деятельность (решение проектной
задачи) в группах по нахождению
рационального способа решения сложных выражений. В работе групп прослеживается
сформированность познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД. Результаты
своей деятельности способом группировки ребята демонстрировали на интерактивной
доске.
Насколько эффективна
проектная деятельность в реализации системно-деятельностного подхода
продемонстрировали учитель информатики Малярчикова Ольга Викторовна и учитель
ИЗО Вавилова Светлана Валерьевна, проведя мастер-класс «Организация учебного
проекта».
Завершился день
проведением семинара «От учебной задачи к проектной – вектор взросления
младшего школьника».
Зам. директора по ОЭР
Мишарина О.И. |