Знаменитый переходный возраст... Сколько за этим словом кроется неприятностей и конфликтов. Конфликтов между родителями и детьми, между учителями и учениками, между одноклассниками. Но как же без него? Когда же еще ребенку учиться на своих ошибках, как не в подростковом возрасте. В этот период самой важной задачей взрослых становится помощь уже взрослым, но совсем еще детям. В этом учебном году мы в классе не раз обращались к проблемам подростков, в том числе и к воспитанию в себе толерантности. Все-то наши дети знают. Они прекрасно осведомлены о том, что такое - хорошо, и что такое - плохо. Они могут рассуждать на эту тему часами, но, почему-то, в реальных ситуациях ведут себя абсолютно по-другому.
Поэтому классный час "Быть толерантным не так уж и просто" был направлен на то, чтобы дать детям возможность понять на сколько они готовы к взаимодействию и сотрудничеству друг с другом. Работа проводилась в парах сменного состава, в которых ребятам пришлось выполнять различные задания. ИГРА 1. «Вдень нитку в иголку» У каждого игрока в работе может быть задействована только одна рука. Необходимо было вдеть нитку в иголку и завязать узелок. ИГРА 2 «Рисуем вместе» Игроки садятся так, чтобы один из них видел спину другого. Только тот игрок, что сидит впереди может рисовать. Второй – может только давать указания. ВАРИАНТ 1. У обоих игроков глаза открыты. Второму, сидящему позади, выдается образец рисунка. Он, глядя на изображение, говорит впереди сидящему что и как нужно рисовать. Задача первого понять указания и выполнить их как можно точнее. ВАРИАНТ 2. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока.
ИГРА 3 «Коварная "молния"» Партнеры также как и в предыдущих играх работают только одной рукой. Необходимо застегнуть и расстегнуть замок "молния".
ИГРА 4 «Поймай мяч» У каждого партнера в игре участвует только одна рука. Ведущий бросает мяч паре игроков, задача которой поймать мяч. Это задание оказалось наиболее трудным, но это только повысило интерес. В игру вступили даже пришедшие на классный час одиннадцатиклассники. Самой проворной парой оказались Купцова Катя и Полянская Аня. Они то и показали всем прием, позволяющий легко ловить мяч. После этих четырех игр были подведены промежуточные итоги. Ребята анализировали себя и свое поведение отвечая на следующие вопросы: 1. Насколько удавалось сотрудничество с партнерами? 2. Обсуждали ли вы как именно будете действовать? 3. Как вы распределяли роли в игре? 4. Насколько вам понравился результат? 5. Что было для вас труднее всего? 6. Что вам больше всего понравилось? 7. Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества? Самый важный вывод прозвучал так: "Чтобы успешно сотрудничать в паре, необходимо уметь договариваться". Затем ребятам была предложена еще одна игра, позволяющая понять им насколько они внимательны, в том числе и к одноклассникам.
ИГРА 5. «Внимательный одноклассник» К доске вызывается один человек, которому завязывают глаза. Только после этого приглашается еще один человек. Пояснения учителя к игре: "Сегодня у вас идет уже четвертый урок. Давайте, исследуем ваше внимание. Тот, кто с завязанными глазами, должен описать внешность человека, стоящего перед ним. Остальные молча следят за точностью описания. После игры мы обсудим результаты". Участвовать в игре согласились Прокурат Алена и Мелентьев Руслан. Оказалось, что Алене удалось достаточно точно описать внешний вид Руслана, что говорит о хорошо развитом внимании. К сожалению, временные рамки урока не дали возможность проверить как мальчик смог бы описать девочку.
В конце классного часа ребята высказывали свои мнения и впечатления. Все остались довольны тем, что в паре с любым человеком им все-таки удавалось выполнить задание, а значит наши ребята понемногу перестают быть капризными и эгоистичными детьми и становятся рассудительными взрослыми. Очень хочется надеяться, что классный час был полезным для наших восьмиклассников.
Малярчикова Ольга Викторовна, классный руководитель 8-а класса.