23 мая группу «Странники» пригласили
на открытие фотовыставки «Загадки Забайкалья»,
организованной краеведческими музеями
нашего города и города Хилка. Каждая
встреча с музеем для
ребят – путешествие в сокровищницу
края: эмоциональное знакомство с прошлым развивает историческую память, без которой, как известно, нет
будущего.
Свою коллекцию снимков уникальных мест Хилокского района, связанных с поклонением духам природы
коренного населения Забайкалья –
бурятского народа, привёз к нам директор музея города Хилка - Владимир Фёдорович
Петров. К коллекции
он приложил свои статьи по исследованию их топонимики, описания
памятников, пояснения – разгадки. «Часть
работ по данной теме, -
как сказала научный сотрудник
музея Нина Ивановна
Беломестнова, - была представлена
и Дмитрием Александровичем Головиным,
председателем «Общества
краеведов» при музее, известным знатоком памятников города. Это
были снимки знаменитого Глазного
ключика в предместье Тарбагатая, амбона в местечке Халярта, петровского рудника,
таёжной пади Плакса, украсившими выставку.
Стены
выставочной комнаты библиотеки были
украшены ровными рядами
совершенно удивительных фотографий с
необычными видами обыкновенных, на
первый взгляд, скал, сопок,
таёжных видов. Каждая,
казалось, была пронизана
солнечным светом, какой – то тихой благостью. И
не зря, как отметила Нина
Ивановна: ведь ветер, вода, рельеф местности являются своеобразными
проводниками с высшими и низшими
силами миров, божественными
духами. А им с незапамятных времён поклонялся
человек, не отделявший себя от окружающего мира. Такая же роль отводилась и
ручьям - аршанам. Пользуясь водицей, человек определял его истинную ценность, отсюда и народные названия: кислый ключ,
светлый ключ, мутный ключ, ключ
глазной.
Загадку хранят наши скалы, сохраняя на
своём лике петроглифы. А что означает этот термин? Петроглифы (пи́саницы или наска́льные
изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от
др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику
— ритуальную, мемориальную т.д. Вот
выбитые петроглифы на скале, что
в местечке Халярты
Хилокского района, состоят из рукописной
вязи на бурятском языке.
Ниже русский перевод: «Боже, спаси нас
1913 г.» Подобное языковое соседство – прекрасная
иллюстрация содружества народов, их дружбы,
взаимоуважения культур. На следующей фотографии гора Амбон в
урочище реки Хилок. Сюда в 1920 – ых годах поднимались для священных
дел. Название «Дулга» переводится
с бурятского как «сигнальная» гора,
куда для жертвоприношения
приносили белую пищу: молоко,
творог, сыры, освящённые в
дацане.
На петроглифах из урочища Чёрное изображены
фигурки людей, волка
и других зверей, что несёт определенный символический смысл
из жизни охотников. Наших ребят заинтересовало несоответствие в
изображении людей: все на
двух ногах, а
третья фигурка - на
трёх опорах. Что бы
это значило? Кто – то предположил, что это старик
с опорой или раненый. Ответы,
конечно, можно поискать на сайтах, в исследованиях академика Окладникова
и других специалистов. Настя
Гнездилова и Вашурина Лия недоумевали по
поводу идентичных снимков,
отличающихся лишь количеством участников
сцены. Оказывается, что фотография,
выполненная в технике
фотошопа, просто ярче проявила незаметного персонажа.
Затем мы узнали, что некоторой тайной окутаны и
близкие нам, петрованам,
места, например, таёжное местечко
Пласка, богатое ягодами. Нина
Ивановна попросила меня
рассказать легенду о Плаксе, потому
что моя ученица
Иванова Олеся в 1980 – ых годах,
услышав её от своего дедушки, Ерженина Александра Ильича,
поделилась об этом в сочинении. Позже передали её в
музей декабристов, там она и получила
широкое распространение. Суть
заключатся в том, что плачет, стонет в тайге летними ночами
по малым деткам, пугая
ночующих ягодников, душа
несчастной женщины. Муж в приступе
ревности, связав её, оставил
на погибель на самой
вершине хребта.
Среди собравшихся
были не только наши
шестиклассники, но и ребята
постарше, обучающиеся в профессиональном техникуме. Все с
интересом слушали
экскурсовода Нину Ивановну,
задавали вопросы, фотографировали
эти чудеса. Вероятно, кому -
нибудь из них случится самим проводить
археологические изыскания, а это
значит, что увеличится круг заинтересованных людей, появится новое
поколение исследователей петроглифов Забайкалья, передающих свой
опыт познания мира, богатой загадочной истории края идущим им
на смену.
Учитель русского языка и
литературы Онохова Р.П. |