Суббота, 20.04.2024, 08:54

Сайт МОУ-гимназия №1 г. Петровска - Забайкальского

Меню сайта
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 311
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Июнь » 4 » Загадки Забайкалья
12:20
Загадки Забайкалья

23 мая группу «Странники» пригласили на  открытие  фотовыставки «Загадки Забайкалья», организованной краеведческими музеями  нашего города и города Хилка. Каждая  встреча с  музеем  для  ребят – путешествие  в сокровищницу края: эмоциональное знакомство с прошлым развивает историческую  память, без которой, как известно,  нет  будущего. 

         Свою  коллекцию снимков уникальных  мест Хилокского  района, связанных с поклонением духам природы коренного населения  Забайкалья – бурятского  народа, привёз к  нам директор музея  города Хилка - Владимир  Фёдорович  Петров.  К  коллекции  он  приложил свои статьи по  исследованию их топонимики, описания памятников, пояснения – разгадки. «Часть  работ по  данной  теме, -  как сказала  научный  сотрудник  музея  Нина  Ивановна  Беломестнова, - была  представлена и Дмитрием  Александровичем  Головиным,  председателем «Общества  краеведов» при  музее,  известным знатоком  памятников города.  Это  были  снимки знаменитого  Глазного  ключика в предместье Тарбагатая, амбона в местечке Халярта, петровского рудника, таёжной пади Плакса, украсившими выставку.







         Стены выставочной комнаты библиотеки были  украшены ровными  рядами совершенно удивительных  фотографий с необычными видами обыкновенных, на  первый  взгляд, скал, сопок, таёжных  видов.  Каждая,  казалось, была  пронизана солнечным  светом, какой – то тихой благостью.  И  не  зря, как отметила  Нина  Ивановна:  ведь ветер,  вода, рельеф местности являются  своеобразными  проводниками с высшими  и  низшими  силами миров,  божественными духами. А им с незапамятных времён поклонялся  человек,  не отделявший  себя от окружающего  мира. Такая же роль  отводилась и  ручьям -  аршанам. Пользуясь водицей,  человек определял его  истинную ценность, отсюда и  народные названия: кислый  ключ,  светлый ключ,  мутный  ключ,  ключ глазной. 






Загадку хранят наши скалы,  сохраняя на  своём лике петроглифы. А что означает этот   термин? Петроглифы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную  т.д. Вот выбитые петроглифы  на скале,  что  в  местечке Халярты Хилокского  района, состоят из рукописной вязи на  бурятском  языке.  Ниже  русский перевод: «Боже,  спаси нас  1913 г.»  Подобное языковое соседство – прекрасная иллюстрация содружества народов, их дружбы,   взаимоуважения культур.  На  следующей фотографии гора Амбон  в  урочище   реки Хилок. Сюда  в 1920 – ых годах поднимались для  священных   дел.  Название «Дулга» переводится с  бурятского  как «сигнальная»  гора,  куда  для жертвоприношения приносили  белую  пищу: молоко,  творог,  сыры,  освящённые в  дацане.

На  петроглифах из урочища Чёрное изображены фигурки  людей,   волка  и других зверей, что несёт  определенный   символический  смысл  из жизни  охотников. Наших  ребят заинтересовало  несоответствие  в  изображении людей:  все  на  двух  ногах,  а  третья фигурка  -  на  трёх опорах.  Что  бы  это  значило?  Кто – то предположил, что  это старик  с опорой или  раненый. Ответы, конечно, можно  поискать на сайтах,  в исследованиях академика  Окладникова  и  других специалистов.  Настя  Гнездилова  и Вашурина  Лия недоумевали  по  поводу идентичных  снимков, отличающихся лишь  количеством участников сцены.  Оказывается, что  фотография,  выполненная в технике  фотошопа,  просто ярче  проявила незаметного персонажа.




Затем  мы узнали, что некоторой  тайной окутаны  и  близкие  нам, петрованам, места,  например, таёжное  местечко  Пласка, богатое  ягодами. Нина  Ивановна  попросила меня рассказать легенду  о Плаксе,  потому  что  моя  ученица  Иванова  Олеся в 1980 – ых годах, услышав  её  от своего дедушки, Ерженина Александра Ильича, поделилась об этом в  сочинении. Позже  передали её в  музей  декабристов, там  она  и  получила  широкое  распространение. Суть заключатся в том, что плачет, стонет в тайге летними  ночами  по  малым  деткам, пугая  ночующих ягодников, душа  несчастной  женщины. Муж в  приступе  ревности, связав её, оставил  на  погибель на  самой  вершине хребта.


Среди  собравшихся  были не только наши  шестиклассники,  но  и ребята  постарше,  обучающиеся  в профессиональном  техникуме. Все   с  интересом слушали  экскурсовода  Нину  Ивановну,   задавали вопросы, фотографировали эти  чудеса.  Вероятно, кому  -  нибудь  из них случится самим  проводить  археологические  изыскания, а  это  значит,  что увеличится круг заинтересованных людей, появится  новое  поколение исследователей петроглифов Забайкалья, передающих  свой  опыт  познания мира,  богатой загадочной истории края  идущим им  на  смену.

Учитель русского  языка  и  литературы  Онохова  Р.П.
Просмотров: 1160 | Добавил: Виета | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]